ГЛАВА 5.
В ПОИСКАХ СМЫСЛА, СКИТАНИЯ ПО МОНАСТЫРЯМ
- Теперь настало время поговорить про самый напряженный и в значительной степени переломный период твоей жизни – духовные поиски, поиски смысла. Знаю, что после первых шагов бизнесе, причем довольно успешных, ты раздал все свое имущество и деньги церкви, а сам, кажется, ушел в монастырь.
- Не ушел в монастырь, а скитался по монастырям. И этому предшествовал некий процесс…
- Начну с того, что мои родители были атеистами. Отец – матерь Божью упоминал только в известном контексте. Пускай меня Бог простит, но так было…
- Интересно, твои родители и сейчас атеисты?
- Нет. Сейчас нет. Возраст свое берет. Это первое, А второе – постоянные разговоры с моей стороны имели влияние и последствие.
Впервые Библия попала ко мне в руки в Гремихе, где-то 1991 году. Сначала я воспринял ее довольно скептически. Было желание, которое возникает, наверное у многих в молодости – своим умом попытаться опровергнуть то, что там написано. Но чем больше вчитывался, тем больше вникал в ее содержание. Очень много моментов было трудно понять самому. Потому стал читать толкования Библии. Там же, в Гремихе, ко мне в руки попали некоторые интересные книги – «Толкование Бытия» и «Токование Исхода» Иоанна златоуста, некоторые работы современных протестантов, католиков которые толковали Библию. И когда уже потом приехал сюда. На Большую землю, и на меня свалилась целая куча проблем и отсутствие денег, и другие сложности, как-то так получилось, что я познакомился с баптистами. На Борщаговке есть их церковь. И во мне произошел некий перелом. Я стал верить в бога. И Божьей милостью мне стали попадать в руки серьезные произведения теологов –т книги по философии, по истории религии. И я стал очень глубоко вникать в некоторые основополагающие вопросы.
- Все это происходило тогда, когда ты еще занимался бизнесом?
- Да, тогда я еще занимался бизнесом. Но потом, когда развалилась авиакомпания, о чем я уже рассказывал, на душе было очень плохо и наступил момент, когда во мне несколько поменялись ориентиры, изменилась как бы шкала ценностей. Не знаю, возможно. В жизни каждого бывают такие критические моменты, когда кажется, что занятие бизнесом, политикой – все это является временным и тленным, и что при этом есть нечто вечное… В то время я уже во многом ориентировался. Например, Новый Завет и все Послания знал наизусть, Старый Завет близко по тексту. Мне предложили читать проповеди. Попробовал. Получилось неплохо. На мои проповеди люди реагировали очень позитивно, меня начали приглашать в другие церкви.
- В то время бизнес ты еще не оставил?
- Тогда же постепенно от бизнеса я начал отходить.
- Но, ведь проповеди может читать только человек, который в церковной иерархии занимает определенное положение.
- Это в православной церкви. У протестантов проповеди может читать любой верующий человек, у которого есть к этому способности.
Сперва я организовал кружок по изучению Библии, и после этого моя религиозная активность начала набирать обороты. И тут высшее руководство протестантской церкви допустило в отношении меня большую ошибку. Дело в том, что мои проповеди имели успех, я собирал большие аудитории, проповеди записывались на диктофон, перепечатывались, - и высшее руководство стало смотреть на меня с коммерческой точки зрения. А я был простым верующим человеком, который свято верил, что протестантский клир –люди честные, преданные, которые работают только ради Благой Вести, ради Евангелия… Высшее руководители протестантской церкви в Украине очень скоро допустили меня к управлению, к высшей иерархии и, что самое интересное – финансовым потокам. Пускай меня Бог простит, но то, что я там увидел – ужас. Это настолько сильно по мне ударило, что церковники, которые учат тех, кто «под ними», кто смотрит им в глаза, берет вот это «чистое словесное молоко», как написано в Библии, «яко огнецы» - сами они ведут себя хищно, аморально ненасытно. Иисус сказал: «будьте просты, как голубит и мудры, как змеи» - это уже, мол, что-то змеиное… Психологическая атмосфера в протестантской церкви меня очень подкосила, посеяла сомнения. И я поставил себе цель – разобраться, а что же такое протестантизм?
- Значит, в то время ты уже забросил бизнес, ездил по Украине и читал проповеди. А как на все это реагировала твоя семья?
- Жена рыдала. Все заработанные деньги я раздал по монастырям. То были не миллионы, но, все же, целое состояние. Все отдал на строительство протестантских церквей, на помощь бедным… Одновременно наша семья из четырех человек существовала на 50 долларов в месяц. Ровно столько мне платила миссия за то. Что я ездил по Украине и читал проповеди. Следует отдать должное – иногда помогали прихожане. Помню, где-то я читал проповедь, и в том селе мне дали мешок картошки. Еще где-то постоянно давали домашний хлеб.
Знаешь, именно тогда я понял, что человек живет не ради денег, а ради ощущения счастья. Тогда я чувствовал себя очень счастливым. Пока глубже не разобрался с некоторыми нюансами… Я считал, что делаю дело, угодное Богу, и людям. Когда видел обездоленных людей, говорил им какое-то слово, обращался к ним с проповедью и видел, что эти люди за твои слова цепляются, как за надежду,- это давало ощущения счастья.
Жена рыдала, когда не было чем кормить детей. Дети одевались в обноски, которые присылала в пакетах гуманитарная миссия. Но всего этого я не замечал. Я летал, Было ощущение, что за спиной вырастают крылья. Но, это было до тех пор, пока не столкнулся с тем, о чем Соломон сказал: нет ничего нового под Луной. Кстати, относительно этого афоризма я в свое время задумался – а почему, собственно, по Луной, а не под Солнцем? Мне кажется, что здесь стоит понимать так, что Луна – ночное светило. Соломон, наверное, имел в виду темные дела, которые творятся ночью под Луной.
Так вот, когда пришлось столкнуться с делами, от которых мне стало противно, решил выяснить для себя самого, а что же такое протестантизм? Должен сказать, что это выяснение оказалось не в пользу протестантизма. Не знаю, стоит ли говорить об этом…
-Конечно же, стоит. Это очень интересно.
- Собственно, существует несколько вопросов, которые являются принципиальными с одной стороны – между православной и католическими церквями, а с другой стороны – протестантизмом.
Так вот, как возникло протестантское течение? Когда католицизм в средние века из-за инквизиции, из-за продажи индульгенции, то есть, когда прощение своих грехов можно было купить за деньги, дошел до полного маразма, лидеры протестантизма Кальвин, Цвинг и Мартин Лютер поняли, что те религиозные проблемы, которые накопились, невозможно решить внутри самой церкви. И они подвергли сомнению некоторые основополагающие постулаты. Например, так называемое рукоположение. А это вопрос апостольской преемственности. Как написано в евангелии, Господь после распятия, уже перед вознесением, появился в Иерусалиме, собрал своих учеников, подул и сказал: «Сие примите Духа Святого… даю вам власть, кому простите грехи, тому простятся, ком оставите, на том останутся». То есть Господь передал силу. И после того начала создаваться христианская церковь. Апостол Павел в некоторых своих посланиях описал, как это делалось. Уже тогда было положено начало обряду, который через века дошел и до наших дней. Этот обряд называется рукоположение. То есть Святой Дух был дан апостолом, а они потом передали его через этот обряд. Когда возлагается рука – дается право быть священником. Этот священник также имеет право через специальный обряд возложить руку другому, и таким образом дать ему право быть священником. Православная и католическая церкви сохранили этот обряд до сегодняшнего дня. И так эта цепочка идет от Иисуса Христа до каждого священника, который сегодня ходит возле нас. Кроме того, есть такой обряд – предать анафеме, то есть отлучить от церкви. Если это делается, тогда рукоположение уничтожается. И человек тут, на Земле отлучается от церкви Божьей.
Когда начала создаваться протестантское течение, лидеров этого направления отлучили от церкви. Несмотря на это, они решили остаться священниками и при этом совершать основные обряды, в том числе и причастие. А исполнять этот обряд не имеет права не рукоположенный человек. Что же тогда сделали эти отлученные от церкви протестанты? Они собрались… и сами себя рукоположили. И вот тут в протестантизме прерывается цепочка от Иисуса Христа до каждого священника и начинается непонятное.
- Какая самодеятельность.
- Собственно, так оно и есть. В протестантской церкви те же самые нарушения, что и в католической и православной, те же злоупотребления. Но уже тянется совсем иная цепочка, которая не имеет ни малейшего отношения к Иисусу Христу, к первым апостолам. То есть протестантская церковь потеряла вот это рукоположение.
В связи с этим возникает дивный нюанс. В протестантской церкви есть священники. И тут первый вопрос, который у меня возник: подождите, 400 лет назад вы отказались от рукоположения и решили высвятить себя сами, - так почему же вы сейчас уделяете этому столько внимания? С одной стороны, вы говорите, что апостольское посвящение - это ничто и его вовсе не нужно, а с другой стороны – вы утверждаете, исполнять основные обряды, потому что он не рукоположен. Тогда можно было бы им сказать: «Ребята, все это ерунда, мы, несколько человек, можем возложить на себя руки и, собственно, посвятить себя сами, так же само, как это сделали первые протестанты». Нюанс, который объяснения не имеет. И никто из протестантов ответов на эти вопросы дать не может.
Втрое. В протестантском мире нашлись люди, которые подвергали сомнению причастие. Об этом даже состоялась дискуссия. Как это описано в Евангелие? Тайная Вечеря. Перед распятием Господь собрал своих учеников. Евангелии сказано, что он «помолился, преломил хлеб, раздал ученикам и сказал: «Едите, сие есть тело мое, за вас ломимое», Точно также надпил из чаши, дал ученикам и сказал:» Пейте – это кровь моя, за вас из многих изливаемая» Так вот, именно тайна причастия состоит в том, что православная и католическая церковь толкует как тайну воплощения. То есть верующий человек, принимая хлеб и вино, принимает тело и кровь Господа, причащается к единому телу Господнему. Но протестанты это воспринимают так: мол, все это ерунда, мы едим хлеб и пьем просто вино. Что, кстати, противоречит первоисточникам. Там написано: « и сие делайте в мое воспоминание». А протестанты говорят, что мы делаем это просто для того, чтобы вспоминать смерть Господа. То есть католики и православные считают, что причастие – это тело и кровь Господа, а протестанты утверждают, что это просто хлеб и просто вино. Тогда у меня возникает целый ряд вопросов, Каждый обряд причастия в православной церкви и хлебопреломление в протестантской окутаны святостью. Протестантские священники всегда напоминают: когда вы едите кусок хлеба, делайте это осторожно, чтобы даже крошка на землю не упала, когда пьете вино, делайте это очень осторожно, чтобы даже капля не пролилась. Тогда у меня возникает вполне резонный вопрос – или это просто хлеб и просто вино, то скажите, пожалуйста, чем они отличаются от того хлеба и вина, которые стоят у меня на столе, и при этом хлеб крошится, а вино может разлиться? Нет ответа. Конечно, если это тело и кровь Господа, то к ним надо относиться трепетно. А протестанты начинают рассуждать – что это мы плотоядные? Что это мы, едим плоть Христову и пьем его кровь? То есть протестантская позиция полностью исключает мистический элемент. В их восприятии церковь приравнивается к такому себе административному дому, где нет светлых сил, ангелов, потустороннего мира, то есть того главного, что влияет на нашу жизнь. Вникая глубже в эти вопросы, я понял, в чем здесь дело. Когда Мартин Лютер и Кальвин начали внедрять вот эти моменты протестантизма и стали сами рукополагать, люди, которые были рядом с ними, знали, что обычный хлеб и вино стают телом и кровью Господа только после специального обряда, когда обряд проведет человек, которому дано это право, то есть рукоположенный священник. И тогда прихожане могли спросить того же Кельвина: «Послушайте, вас отлучили от церкви, как можете вы давать нам обряд хлебопреломления, вы же на сможете сделать так, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Господа». И тогда находится ответ. Мол, мы едим просто хлеб, пьем просто вино – и при этом вспоминаем про смерть Христа. Но мы говорим сейчас об этих противоречиях поверхностно. Например, в свое время между Мартином Лютером и Кальвином развернулась целая дискуссия о причастии. Очень важным является еще и такой факт. Мартин Лютер, будучи монахом католической церкви, на двери своей кельни он вывесил тезисы о реформировании – девяносто тезисов против папской церкви. Но, дело в том, что все протестанты забивают один существенный момент. Лютер сам натолкнулся на противоречия, которые решить невозможно. Это отношение к причастию, к иконам. И он в конце своей жизни вывесил девяносто антитез против своих девяносто тез. Но протестанты никогда об этом не вспоминают. С этими вопросами я стал обращаться к высшему руководству протестантских церквей в Украине. В ответ они начали меня избегать. Тогда я снова обратился к первоисточникам.
- К каким?
- У нас их немного. Очень мало осталось даже от первой апостольской церкви. Прежде всего это апокрифы. Это те писания, которые не вошли в новый Завет, Евангелие, которые были написаны другими апостолами. Это воспоминания про Господа. Также и те Послания, которые не вошли в Новый Завет. Читал так называемую «Книгу Дидоха». Она называется «Учение двадцать апостолов», Потом читал ученика Иона Богослова – Поликарпа, который тоже написал некоторые Послания. Потом пошли «столпы» - Ефрем Сирин, Ионн Златауст. Потом изучал и русских православных священников. Много чего понял, читая писания Тихона Задонского. У меня и сейчас дома большая библиотека теологической литературы. Словом, тогда я стал вникать все глубже и глубже. И, в конце-концов, кое-что понял. Например, то, что злоупотреблений в протестантской церкви не меньше, чем в православной и католической. Тогда с протестантами я окончательно рассорился, и они меня из своей церкви изгнали.
- За что?
- Да, собственно, за очень простые вещи. За тот же кружок по изучению Библии и истории религии, который я вел. Все члены кружка стали задавать мне очень много интересных вопросов, на которые протестантское руководство не имело ответов. Более того, когда я начинал свои поиски, они говорили: «Надо быть простым, как ребенок, пить чистое словесное молоко, зачем во все это углубляться?» А я им отвечал: «Апостол Яков в своем послании писал: «Вникай в себя и в учение, занимаясь сим постоянно, спасешь себя и слушающих тебя». Еще я говорил: «Люди добрые, я же правильно делаю, я же стараюсь разобраться во всем глубже, не надо бояться правды, чем больше света будет на все это пролито, тем лучше». Этого протестантские священники просто не поняли. И тогда я понял: в любой секте, в любой конфессии ты можешь идти только до некого предела. Но, если пойдешь до конца, то поймешь, что на взаимоотношения человека с Богом любые ограничения действуют разрушительно. Они уничтожают человека и его отношение с Богом.
- Миссия Христа была в том, чтобы сделать людей свободными. А получилось так, что усилиями церковников они попали в еще большее рабство.
- Иисуса Христа есть слова, которые, почему-то, не вспоминают отцы любой церкви. Господь сказал: «К свободе призваны вы, братья, и не становитесь рабами человеков», Это дословно. И больше там нет никаких комментариев. Значит, все упирается в понимание свободы. И эти слова Иисуса истолковываются в очень суженом смысле. Церковник истолковывают их так: мол, вы призваны к свободе, но к свободе от греха, и вы станете свободными от греха, если будете нас слушаться, если будете делать так, как мы скажем…
- И что такое грех – мы вам расскажем.
- Именно так. И получается, что к какому бы ты священнику не пришел, тобой все командуют.
Понимание свободы – это взгляд в корень. Вопрос этот дискуссионный, и он вообще подвергает сомнению церковь. И здесь проблема в том, способны ли люди создать церковь, которая бы использовалась в политике и в бизнесе…
- Да, и нужен ли посредник во взаимоотношениях человека с Богом?
- Никто не нужен, Но здесь, как и во всем, есть нюансы. Апостол Павел самим Господом в определенном смысле назначен первым посредником между человеком и Богом. Но, чем больше я вникал во все эти вопросы, тем больше убеждался, что везде, где вмешивается человек и пытается упорядочить очень глубокие духовные и философские проблемы и предать им системность, то есть создать земное понятие церкви – везде это превращается в большую ложь. Возьмем, к примеру, хотя проблему Библии. В нынешнем виде она появилась в 381 году на Первом вселенском Соборе. До того времени Библии не существовало. Были устные предания о Христе, люди даже что-то записывали и передавали друг другу.
- В свое время, еще в студенческие годы, я был просто поражен, когда узнал, что спустя триста лет после распятия и воскресения Иисуса Христа о нем почти ничего не было написано. И только потом появились письменные интерпретации на тему …Но в сочинениях, написанных через триста лет после событий, все могло быть полностью трансформировано…
- Первые письменные свидетельства про Христа стали появляться сразу же после распятия – кто-то сам видел, кто-то разговаривал со свидетелем и рассказал кому-то об этом в письме. А вот сочинения, которые потом вошли в Библию, писались на протяжении пяти тысяч лет, начиная от исхода евреев из Египта. Ветхий Завет уже существовал во времена Иисуса Христа. А Новый Завет, Евангелие, был написан после распятия и вознесения Иисуса. И тут, тоже есть нюанс, который те же протестанты объяснить не могут. Они безапелляционно отрицают православную и католическую церковь. Утверждают, что они продались антихристу и тому подобное. Они не признают также Вселенных Соборов. Но при этом признают Библию, Святое Письмо, которое на том Вселенном Соборе было собрано. То есть они отрицают церковь, которая Библию собрала. В Библию на тот момент могло бы войти еще с десяток писаний. Могло бы войти и на десяток меньше.
Первый Вселенский Собор собрался, проголосовал и решил: «Библия должна быть такой – 76 книг, и ни одной больше, ни одной меньше». Протестанты Библию признают и уверенны, что она с Богом, а вот церковь вопросы изучения истории церкви – категорически отрицает. Протестант ни одну букву в Библии никогда не поддаст сомнению. И это неправильно, ведь Библию написали люди. Более того, в самой Библии есть масса ошибок, в частности исторических.
- Это проблема для верующего человека – интерпретации. Каждая церковь, каждая группа, каждая секта утверждает, что только она знает истину. А все остальное – грешники, вероотступники. Как во все этом разобраться верующему человеку, если он поставил перед собой такую цель.
- Самая главная задача, которая стоит перед верующими – спасение. Любой человек думает про смерть, любой человек знает, что он умрет. Кто-то из великих мыслителе сказал: « Уверенно я в своей жизни я знаю только то, что когда-то я умру». Каждый человек, кода думает о смерти, ставит перед собой вопрос – неужели я, моя сущность, мое осознание самого себя перестанут существовать? И каждый хочет спастись. Чем берут в протестантской церкви? Там говорят: люди, вы будете спасены, вы уже спасены тем, что Христос за вас был распят – но только тогда, когда вы будете пребывать в нашем условно говоря, трамвае. Потому что именно наш трамвай едет в спасение. Если же вы вздумаете искать спасение где-то еще, вы его не получите. И здесь стоит заметить, что в мире существует три тысячи христианских деноминаций. Три тысячи… И все они ту же Библию толкуют по своему. И каждая из них утверждает, что спасение только в ней. При этом они совершенно отбрасывают ислам, иудаизм, буддизм. А чем люди, которые родились в местности, где жил Будда, хуже, чем те, которые живут здесь?
Я долго пребывал в духовном поиске, был знаком с очень серьезными, чрезвычайно образованными, умными людьми. Один из них – священник Александр Кубелиус. Очень глубокомыслящий человек, общение с которым дало мне очень много. Я много молился, постился, перечитал множество книг. Вникал в тексты Библии, брал разные ее переводы, читал и сопоставлял. Начал изучать древнегреческий язык, чтобы читать в оригинале новозаветные тексты. Относительно спорных моментов, а их в библии очень много, когда в одном переводе одно содержание, а в другом – совершенно иное, я уже находил собственные интерпретации и объяснения. Мне уже казалось, что вот-вот я пойму. Истина находится вот здесь… вот уже она. Ты знаешь, делаешь еще один шаг – и попадаешь в бездну.
- И открывается новое пространство непонятного…
- И так каждый раз. Единственный вывод, к которому я пришел, можно выразить словами философа: единственное, что я знаю, это то, что ничего не знаю. И еще я понял: как там, в потустороннем мире, никто не знает. Единственное, что знаю, что Господа нельзя изображать садистом, который мол, будет кого-то на том свете жарить в аду, мучить…
- Знаешь, мне кажется, что это просто сказка про рай, где никто ничего не делает, а только гуляет в саду, и про ад, где якобы жарят.
- Совершенно верно. Рай и ад в церковном объяснении это версия для того, чтобы всех прихожан поставить под возможность влияния. Я бы из Господа бандита не делал.
Я знаком с одним сельским жителем. Его зовут Михаил, он уже пожилой человек. Он похоже на святого. Живет с того, что где-то что-то разгрузит, где-то сделает какую-то «халтурку». Очень верующий. Он живет этой верой и готовится к чему-то… Он очень интересно говорит: «Ты знаешь, Василий, а я в рай не хочу». Спрашиваю: «Почему?» «Ну, что я там,- говорит, буду делать, - я так люблю землю, траву, люблю, когда снег идет, когда весна приходит, мне ничего больше не нужно, для меня рай – это то, что я живу на земле, я очень люблю работать, устать, прийти домой и выпить стакан холодного молока, - вот это для меня рай».
Знаешь, есть слова, за которые я всегда держусь – «Бог есть любовь». То есть Бог не просто нас любит, любовь – это не просто одно из его качеств. Сам смысл любви – это Бог. А вот здесь и отношение к людям. Ты научишься прощать – тебе легко будет идти по жизни. Если же ты станешь прощать людям, и будешь носить свою злобу в себе, будешь носить камень против одного, другого, третьего – и твоя жизнь превратится в ад. Научиться извиняться, когда ты чувствуешь свою вину – это тоже очень сильно помогает. Очень часто человек не может наладить отношения с другим человеком только потому, что не может переступить через свою гордость и извиниться. Это большая беда и большая проблема очень многих людей. То есть здесь в основе всего – «Бог есть любовь». Но, опять-таки, здесь есть проблема толкования. В послании апостола Петра есть нюансы, на которых католическая церковь строит теорию про чистилище. Она говорит: мы все будем спасены, только кто-то сразу же попадает в рай, а кто-то пройдет сквозь горнило чистилища. Апостол Петр писал так: «… смотри, кто на чем строит – кто на камне, кто на дереве, кто на соломе, ибо дело каждого будет испытано огнем, и чье дело праведно, то устоит, чье нет – то сгорит, но, впрочем, и тот спасется, но как бы из огня».
Католическая церковь говорит: если мы не совершим страшных грехов, нас немножечко помучают, но спасут, мы должны очиститься в том огне-чистилище и будем спасены. Православная церковь категорически утверждает – если ты согрешил – быть тебе в аду вечно.
- Эта православная версия про ад у меня лично вызывает большое удивление. Вот прожил человек на Земле, допустим, восемьдесят лет. Предположим, вся его жизнь была сплошным грехом. И вот душа его попала в ад. Отмучилась, отстрадалась она там восемьдесят… может быть. Достаточно. Где же здесь справедливость и где смысл такого вечного пребывания в аду?
- Знаешь, это тот вопрос, который три тысячи деноминаций, все конфессии, которые существуют, все они толкуют его по-своему. И каждая из них, уверяет, что ей было видение, и что именно она знает истину.
- Восточные религии и восточные философские течения считают. Что существует реинкарнация, переселение душ. То есть по этой версии душа имеет много земных воплощений. И если в этой жизни человек страдает, мучается. То это значит, что он отрабатывает черную карму, расплачивается за свои грехи в предыдущих жизнях. Православная церковь утверждает, что душа имеет всего лишь одно земное воплощение, но если человек согрешил, то, кроме того что его душа навсегда попадает в ад, за его грехи могут страдать и его дети. Но, исходя из этой же православной позиции, душа ребенка имеет первое, оно же единственное воплощение, и ребенок же совершенно не виноват, что его родители были грешниками. В то же время, ребенок обречен, страдать за грехи родителей. Это же супернесправедливость. И, я думаю, все это просто придумали церковники, опять-таки, для того, чтобы держать людей в покорности.
- Знаешь, был такой один из первых серьезных апологетов церкви Ориген. Он жил во втором столетии. У него есть несколько очень интересных работ, и одна из них про реинкарнацию.
- Популярнейший итальянский писатель-постмодернист Умберто Эко в романе «Имя розы» пишет о том, как церковники, руководствуясь своими чисто прагматическими интересами, стремясь удерживать людей в покорности, просто скрывают некоторые знания.
- Того же Оригена, думаю, не предали анафеме только потому, что в то время еще не было Вселенских Соборов и еще не была наработана основная линия христианства. После того, как Христа распяли, было несколько посланий апостолов, и никто еще не решался тогда утверждать «как правильно». Потом собрались умные дяди на Первый Вселенский Собор и путем голосования решили – правильно будет так! В Библию должны войти именно эти, произведения. Все остальные работы объявлены неканоническими. Впрочем, здесь можно говорить очень много о такой институции, как церковь.
- Значит, с протестантами ты тогда разошелся.
Да. Нашла коса на камень. У меня возникло тогда очень много мировоззренческих вопросов, и они, почему-то оказались очень неудобными для протестантов. Причем, эти вопросы были очень простыми. А чем проще вопрос, тем более понятного ответа он требует.
Со мной порвали протестанты, и я стал ходить по православным монастырям. Некоторое время жил водном монастыре, потом – в другом. Потом возникло ожидание в Духовную семинарию Киево-Печерской лавры. Я очень серьезно готовился, изучал молитвы, историю религий. Изучал так, что со временем понял, что так сильно и не стояло все это изучать. Потому, что как потом оказалось, даже мало кто из священников все это знает. Но, перед тем как, поступать решил попросить благословения у Александра Кубелиуса. Я уже говорил, что очень сильно его уважаю. В свое время он был проректором Академии Киево-Печерской лавры. Но его уволили оттуда из-за одного инцидента. К нему подчиненным назначили майора СБУ, которого сделали священником и на протяжении года дали высокий сан. Кроме всего прочего, у этого майора-священника были некоторые проблемы с его сексуальной ориентацией. И отец Александр на одном из заседаний поднимается и говорит: «Снимай мантию, и иди вон отсюда!» А того майора пристроил туда Леонид Кравчук. Конечно же, Александра Кубелиуса сместили с его должности уже на следующий день. И сейчас он в Гореничах, есть такой небольшой городок недалеко от Обухова. Там есть церковь, памятник архитектуры семнадцатого века, полностью деревянная. Электричество проводить туда нельзя: боятся, чтобы не сгорела. А потому зимой никакие обогреватели там установить невозможно. Александр Кубелиус правит там службу. Отец Александр – очень образованный и мудрый человек. Он учился в Иерусалиме, в Риме. Свободно владеет древнегреческим языком, некоторые произведения читает на языке хинди. Так вот я приехал к нему просить благословения для вступления в духовную семинарию. Я исповедовался у него, и он мне сказал: «Василий, давай поговорим…» Закончилась служба, сказал примерно следующее: «Я вижу твои способности, твой характер, и я скажу тебе очень откровенно – то, что с тобой случилось в протестантской церкви, когда из тебя захотели сделать машину для зарабатывания денег, один к одному повторится и тут…» И потом он мне сказал слова, которые мне запомнились навсегда: «Не становись бизнесменом от религии, ты предприниматель, человек, который должен заниматься общественной работой. Возвращайся в мир, зарабатывай деньги и делай то дело, ради которого тебя Господь призвал». Примерно такой был у нас разговор. Я приехал домой, очень сильно над всем задумался, поговорил с женой. В то время я уже сильно затосковал, соскучился по серьезной работе, по бизнесу, по общественной деятельности. Отец Александр, фактически, несколькими словами дал мне понять – не ищи на земле рая.
- «Рая не будет на Земле», - писал Станислав Лем.
- Да. И тем более не будет его в церкви. Там ты стакиваешься с теми самыми проблемами, но они еще более циничные и более грязные, потому что церковники много говорят о святости, о чистоте, а дела их – очень часто грязные… Мне от той грязи всегда было так плохо. И тут Александр Кубелиус просто помог мне сориентироваться. И после того разговора у меня появилось понимание относительно призвания. Господь при рождении человека заложил в него какое-то зерно, призвание.
И счастье каждого, если он почувствует его в себе, и выстроит свою жизнь согласно призванию. Потому что, если ты по призванию архитектор, а занимаешься музыкой – счастья не будет.
- Есть такая притча. Человек получил возможность что-то спросить у Бога. Он поинтересовалс