Здравствуй, дорогой читатель! Порядком успел за тобой соскучиться. Неделя в Штатах – много интересных встреч, новых впечатлений, бурных дискуссий. Много об Украине, глобализации, борьбе с бедностью и, естественно, социализации мировых общественно политических процессов. Но неделя без украинского политического поля – это тяжело! Итак, Национальный Банк Украины. Красивенное здание на улице Институтской. В центре Киева, в центре Украины, в центре Европы. Мне всегда кажется, что у этого здания есть что-то общее с «домом с химерами». Этакий облагороженный дворец Дракулы. Святая святых, терра инкогнита, загадочный «Стоун Хэндж», черные дыры в космосе и НБУ – категории одного ряда. Начнем по порядку. Вся история началась с официальной информации, распространенной в СМИ, о результатах работы НБУ за 2005 год. Все экономические рубрики сообщали о том, что золотовалютные резервы НБУ (прошу обратить особое внимание – резервы НБУ, а не государства) за 2005 год вырости на 270%. Меня, как народного депутата, заинтересовал небольшой дисбаланс в цифрах. Напомню - рост экономики за этот год составил 2,6%. Согласись, дорогой читатель, что-то тут не так. Страна резко затормозила, а ее цетробанк пухнет, как на дрозжах! Я, в соответствии с «Законом о статусе народного депутата», отправил письмо главе НБУ тов.Стельмаху. С очень простой просьбой – предоставить мне возможность пересчитать наши, извините НБУковские, золотовалютные резервы. В соответствии с Законом, народный депутат Украины имеет все виды допусков и, на территрии Украины, для него не существует запретных зон. На что я получил ответ, подкупающий своей простотой: «Дудки Вам, дорогой товарищ Волга, потому как в соответствии с 99 и 100-й статьями Конституции Украины, а так же Законом Украины «Про Национальный банк Украины» мы имеем право никоим образом на Вас не реагировать». Я не обиделся. Дело государственной важности. Пишу новое письмо по тому же адресу. На этот раз, прошу указать мне государственные институции, которые имеют право проверить состояние золотовалютных резервов НБУ. Ответ был еще более конкретный: «В соответствии с 99 и 100-й статьями Конституции Украины, а также Законом Украины «Про Национальный банк Украины», никакой государственный институт не имеет права вмешиваться во внутреннюю кухню НБУ». Вот статьи Закона и Конаституции, на которые посылается НБУ.
Конституция: Стаття 99. Грошовою одиницею України є гривня. Забезпечення стабільності грошової одиниці є основною функцією центрального банку держави - Національного банку України.
Стаття 100. Рада Національного банку України розробляє основні засади грошово-кредитної політики та здійснює контроль за її проведенням.
Закон про НБУ: «НБУ є центральнім банком України, особливим центральним органом державного управління».
Бардак в управлении государством усиливается. Теперь у нас с вами есть Законодательная ветвь власти (Парламент), Исполнительная ветвь власти (Кабмин), Судебная ветвь власти (ВСУ), совершенно не вписывающаяся в конституционную логику - Президентская ветвь власти и, особенный центральный орган государственного управления - НБУ. Причем с очень интересной особенностью – НБУ самостоятельно разрабатывает, проводит и, сам же, контролирует то, как он проводит денежно-кредитную политику! При этом, нас убеждают, что независимость Национального Банка – это понятие, которое мы должны впитывать с молоком матери. Пасхаверы, Пинзеныки, Ющенки и другая, более мелкая, проамериканская братия, как на перебой восхваляют именно такое положение вещей, отрицая любые альтернативы. Причем врут они нам с Вами, дорогой читатель, безбожно! Я обратился с запросом в Институт законодательства Верховной Рады Украины. Попросил предоставить мне сравнительный анализ взаимоотношений «центробанк – государство» в других странах. Для сравнения взяли системы США, Японии, Германии, России, Великобритании, Украины. Ответ для меня подготовил профессор Ковальчук – заместитель директора института. Что характерно, результаты исследования, поразили очень и очень многих. Коротко. США – центробанк подконтролен Конгрессу; Великобритания – министерство финансов осуществляет оперативное управление, основы кредитно-денежной политики устанавливаются Парламентом; Германия – центробанк Германии считается самым независимым среди всех центробанков развитых государств, но, тем не менее, подконтролен Рейсхрату (Парламенту) и в вопросах емиссии зависим от министерства финансов; Япония – государство-творец самого большого экономического чуда (послевоенное возраждение) - центробанк напрочь лишен самостоятельности. Главное финансовое учреждение страны является подразделением казначейства, управляемого министром финансов. Россия – Президент и Государственная Дума в равной степени контрлолируют деятельность центробанка, основы кредитно-денежной политики ежегодно утверждаются Думой, как Закон. Украина – центробанк полностью независим и не подконтролен государству!!! Мало того, государство, т.е. мы с вами, должно своему центральному банку 7 000 000 000 грн. Закон про НБУ позволяет нашему центробанку безконтрольно пользоваться огромными материальными, валютными и денежно-кредитными ресурсами. В управлении и распоряжении НБУ находятся финансовые ресурсы, которые значительно превышают государственный бюджет, десятки величественных строений в исторических местах Украины, а так же такие мощные предприятия, как Фабрика банкнотной бумаги и Банкнотно-монетный двор, приносящие огромные прибыли. Для того, чтобы вы в полной мере представили, какими уникальными возможностями для получения прибыли владеет НБУ и какими, при этом, пользуется льготами и преференциями, я просто перечислю то многообразие деятельности и финансовых операций, какими НБУ вправе заниматься в соответствии со ст.42 «Законоа про НБУ»: Национальный банк Украины имеет право осуществлять: -обслуживание денег Государственного бюджета, условия которого определяются договором между НБУ и Государственным казначейством Украины; -сохранение и управление государственных ценных бумаг и др. ценностей; -операции с золотовалютными резервами и банковскими металлами; -лицензирование банковской деятельности и предусмотренных законом операций; -индексацию и перевозку банкнот, монет и других ценностей, выдачу лицензий на право инкасации; -сертификацию временных администратов и ликвидаторов банка, аудиторов, которые осуществляют аудиторские проверки банков; -выдача (естественно не безоплатно) банковских и других лицензий юридическим лицам на осуществление отдельных банковских операций; -операции по купле-продаже имущества для обеспечения своей деятельности; -куплю-продажу казначейских обязательств, а так же других ценных бумаг и долговых обязательств; -операции на открытом рынке с ценными бумагами, в том числе с казначейскими обязательствами; -емиссию собственных долговых обязательств и операции с ними; -куплю-продажу валютных ценностей на валютном рынке. Особенно важно обратить внимание на п.7 ст.42: «НБУ торгует на внутреннем и внешнем рынках без квотировани и лицензирования». При этом, НБУ, являясь самым большим спекулянтом на рынке валют, ценных бумаг, кредитов, долговых обязательств, драгоценных металлов и пр. не платит ни ЕДИНОЙ копейки налогов в государственную казну! Ни е-д-и-н-о-й! В соответствии с Законом Нацбанк ежегодно перечисляет разницу между своими валовыми доходами и валовыми расходами в государственный бюджет Украины, при этом, что считать доходом, а что расходом он решает САМ! Что интересно, каждый год это получается смехотворная, но круглая цифра – 500 млн.грн, 800 млн.грн., 1500 млн.грн., 1870 млн.грн. Округлость этих сумм, говорит о том, что берут их просто с потолка, не утруждая себя даже фиктивными расчетами. Судите сами – за 2006 год золотовалютные резервы НБУ увеличиваются почти в три раза, а перечисления в госбеюджет увеличиваются на 1/7 от прошлогодних. Практически, НБУ, владея всеми оперативными финансами Украины и ее золотовалютными резервами, использует ее экономику, как средство для собственного обогащения. Т.е. все наоборот. Не финансовая система служит государству, а оно ей! Мы попробовали посчитать, что будет, если НБУ, начиная с 2007 года, начнет платить налоги, так же, как это делают все себъекты хозяйственной деятельности. Дополнительно в бюджет поступит от 30 000 000 000 грн. до 55 000 000 000 грн. Вот такой вот калинкор выходит. По результатам совместной работы с Институтом законодательства ВРУ, я подготовил изменения в Закон про НБУ и подал его на рассмотрение Парламента. Что удивительно, меня поддержал Азаров. Но на этом, все приятные новости закончились. Вся банковская братия набросилась на меня, как свора гончих псов. Меня не поддержала даже моя родная социалистическая фракция. Не удивительно, избирательную компанию СПУ в 2006 году финансировали некоторые известные в Украине (и не только) банки. Дальше объяснять надо? Тема Национального Банка Украины огромна. Ее не возможно уместить в формате одной статьи. Еще неоднократно мы с Вами, дорогой читатель, будем к ней обращаться. Но праздными разговорами эту ситуацию не разрулить. Решение лежит в плоскости политической борьбы. Я понимаю всю сложность и опасность вынесения этой темы в публичную плоскость. Но зубов бояться в лес не ходить. Посему начнем…
С уважением, В.Волга
|