ГЛАВА 9.
СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ГРОМАДСКОМ КОНТРОЛЕ
- Недавно ты стал заниматься общественной деятельностью и на протяжении короткого времени создал заметную в Украине организацию «Громадский контроль». Расскажи, пожалуйста, чем обусловлено создание этой общественной структуры и в чем конкретно проявляется ее активность?
Дело в том что, необходимость существования в обществе органов контроля не станут отрицать даже самые ярые анархисты. Все известные человечеству формы организации социума на любом уровне не просто допускают. Но и требуют контроля. Будь то маленькая фирма, панское угодие, государство в целом- всем необходим учет и контроль. Тем более, что, как только контроль перестает быть объективным, сразу же намечаются тенденции развала. Так было во все времена. Так было во все времена. Отсутствие жесткого и объективного контроля всех уровней власти привело к заболеванию, а потом к гибели великой империи СССР. Хотя контролирующим органам СССП в последние годы существования даже не снилась такая безответственная и коррумпированная жизнь, как сейчас. То, за что в свое время диссиденты критиковали коммунистический режим, были безобидными шалостями по сравнению с тем валом коррупции, которых захлебнул страну в середине 90-х годов.
- Социальная необходимость в возникновении общественного контроля обусловленная, наверное, практически полным отсутствием механизмов контроля над действиями власти в независимой Украине.
- Да, политические лидеры независимой Украины на протяжении многих лет прилагали усилия к тому, чтобы подчинить себе или же разрушить вообще те механизмы контроля, которые остались со времен социализма.
В этом контексте хотелось бы еще раз вернуться к моему разговору с Николаем Ивановичем Рыжковым. Один из вопросов, который меня очень интересовал, это был вопрос об управлении страной. Для меня. Откровенно говоря, и до сих пор остается загадкой, как эти ребята могли управлять такой большой империей. Советский Союз. Сейчас же некоторые губернаторы никак не могут разобраться с тем, что же твориться в доверенной им области. А Советский Союз был размером в 1/6 части суши, и им как-то управляли и, надо сказать, не худшим образом. Николай Иванович Рыжков на это ответил следующее: «Даже самый гениальный руководитель не смог бы осуществить прямое управление Советским Союзом» Просто был создан эффективный механизм самоуправления и контроля. Наша функция, как руководителей государства, состояла в том, чтобы следить за действиями главных узлов этого механизма. И, если, вдруг, шестеренка поддавалась коррозии, их нужно было своевременно заменить новыми». Так вот, как только информация об основных узлах перестала быть объективной, сразу же начались пробуксовка в работе государственной машины. И как следствие – развал Советского Союза.
- Как ты думаешь, к чему может привести нынешняя бесконтрольность в Украине?
- Украина – это яркий пример государства взаимодействия взаимопреступлений. Как говорят в народе: «Рука руку моет». Ненасытное желание приватизировать власть переходит в кинетическую стадию. Причем, власть разрывают на всех уровнях. Состояние дел таково, что чем больше власти оторвешь, тем меньше ты попадаешь под контроль и, соответственно, под наказание. Вот и получается, что все силовые и фискальные органы раздуты до невозможного, а делать им нечего. Все самые тяжелые преступления совершаются теми, кто эту власть приватизировал. При этом правоохранительные органы также оказываются в положении приватизированных. Что же им остается делать? Контролировать и требовать соблюдение законов теми, кто власти не имеет, то есть простыми людьми, пахарями. Вот тут-то они и разворачиваются. Налоговая милиция стала грозой всех бабушек и дедушек на базарах, милиция гоняется за пьяницами. При этом цель этой бурной активности тривиальна и всем известна. Она не имеет ни малейшего отношения к справедливости.
- Так что же такое «Громадский контроль? Какова его цель и методы ее достижения?
- Начну с того, что последнее время все чаще стали раздаваться голоса политиков о необходимости построения у нее гражданского общества. Все больше людей убеждается в неспособности власти противостоять коррупции и своеволию чиновников. У власть предержащих, я имею в Вилу наиболее агрессивных из них, все сильнее укореняется ощущение собственной исключительности. Все чаще можно услышать в кулуарах власти, что народ Украины – это, мол, бесформенная и безликая масса. И которая не заслуживает на большее.
Общая цель создания «Громадского контроля» - построение институтов гражданского общества в Украине. Как средство внедрения этих институтов мы избрали контроль за действиями со стороны общественности.
Здесь необходимо отметить, что в мировой политологии существует два подхода к пониманию гражданского общества. Сторонники первого из них настаивают на том, что истинное гражданское общество – это общество насыщенное незаполитизированными традиционными объединениями граждан – клубы по интересам и т.п. Они делают много деклараций об «общественном капитале» и «объединении граждан второго эшелона». Они утверждают. Что любая неполитическая активность граждан воспитывает у них опыт общих действий и гражданского взаимопонимания. Что само по себе неплохо и даже социально полезно.
Сторонники второго подхода понимают гражданское общество как общество, насыщенное объединениями граждан, чьи действия направлены на политический протест против тирании и узурпации власти.
На мой взгляд, правы и первые и вторые. Потому что одно не исключает другого, а наоборот - дополняет. Это разнообразные формы проявления общественной активности, которые сменяют друг друга в зависимости от степени благополучия общества и формы взаимоотношений «народ-власть». Когда народ накормлен, а власть не является агрессивной и не кичится собственным богатством, тогда нужда в общественной активности реализуется через кружки любителей камерного пения или же через другие подобные безобидные учреждения. Но, когда в стране царит хаос, а власть ведет себя без малейшего зазрения совести, избирая между собой «Человека года» или «Животное года», тогда граждане начинают объединяться в кружки совсем иного свойства.
Гражданское общество – это не форма организации социума, а одно из проявлений демократического государства, одно из его составляющих. Понятие демократии гораздо шире, чем проблема подконтрольности власти. Умение создавать иллюзию демократических преобразований у современных политиков отработано до совершенства. Самое главное достижение псевдодемократов – глобальная политическая апатия граждан. И от этого появляется неуверенностью в том, что простые граждане в состоянии хоть что-то изменить в своей собственной стране. Неверные представления о демократии. Отсутствие общегосударственной программы демократического образования и, как следствие, всеобщая политическая необразованность широчайших слоев граждан, - это ест реальные достижения так называемых «демократических преобразований» в Украине за последние десять лет.
Очень серьезное препятствие на пути развития демократии состоит в том, что вновь рождающиеся классы не совсем представляют себе, какое общество они хотели бы видеть в результате социально-экономического развития Украины. И таким образом, постепенно вызревает момент, когда все мы должны будем очень откровенно ответить на вопрос – чего мы хотим? Куда двигаемся и зачем?
Демократические государства никогда не появлялись сами по себе, и ни одна из существующих в настоящий момент не имеет гарантии на вечное существование. Красноречиво об этом говорят цифры. Только тридцать девять процентов населения Земли живет в условиях демократического общества. Этот процент постоянно меняется. И не всегда в сторону увеличения. Динамизм политических процессов в мире тем выше, чем более технологичным становится общество. Существует множество примеров того, как демократии в одну ночь становились кровавыми диктатурами. От Французской революции восемнадцатого века до подъема однопартийных режимов в средине двадцатого века, мы видим, что демократических государств было очень мало, а срок существования большинства из них – недолговечный. Этот факт не должен быть причиной пессимизма или отчаяния. Наоборот. В нем заложен вызов. Стремление к свободе может быть врожденным, но практику демократии необходимо изучать. Будут ли демократические процессы развиваться в Украине, зависит от самих людей, - от их преданности делу, от их общественной мудрости, а не от «железных законов истории», во всяком случае, не от воображаемой доброй воли самозваных лидеров. Демократии процветают, когда о них заботятся граждане. Которые стремятся использовать свои завоеванные свободы в жизни всего общества.
Создание институту общественного контроля, хотя бы в виде объединения граждан, это попытка построения демократических институтов не под диктовку различных институций власти. Все члены нашей организации уверены в том, что власть в Украине принадлежит Народу. Мы делегировали эту власть. Которая принадлежит всем нам, определенному кругу людей. И если эти люди решили, что эта власть принадлежит им не по нашему волеизъявлению, а на правах собственности, если они стали действовать не в наших общих интересах, а в своих личных, то мы считаем это аморальным и незаконным. Мы прикладываем все усилия к тому, чтобы этих людей лишить власти и надлежащим образом наказать.
В аналитическом центре «Громадского контроля» провели интересные исследования. Мы проанализировали выступления депутатов Верховной Рады. За годы работы Верховной Рады депутаты успели наговорить целые тома выступлений по самым разным поводам. Но, что интересно, словосочетание «громадский контроль» было упомянуто всего четыре раза, хотя в предвыборных программах почти всех партий были обещания и о построении в Украине гражданского общества, и о установлении гражданского контроля за действиями чиновников.
Всеукраинская общественная организация «Громадский контроль» - мощный аналитический, информационный центр, сотрудниками которого являются высококвалифицированные специалисты-юристы, политологи, журналисты, спциалисты в области современных информационных технологий. Наша организация руководствуется такими принципами: народ имеет право знать правду. Слуги народа должны ему служить, народ имеет право требовать наказания.
«Громадский контроь» требует от политиков, от народных депутатов, госслужащих а также от отдельных известных личностей отчеты или же публичные доклады о собственной деятельности, в частности, о том, как народные депутаты выполняют свои предвыборные обещания. Организация требует от власти ответов на вопросы. Которые волнуют граждан. «Громадский контроль» собирает эти вопросы во время встреч его сотрудников с гражданами и переадресовывает их власти. Отчеты «слуг народа» с более объемной информацией из собственной базы данных. А также с собственными комментариями объединения «Громадский контроль» обнародует на пресс-конференциях, в прессе, распространяет в сети Интернета.
Если во время общения с гражданами нам становится известны факты нарушения действующего законодательства и злоупотребления властью со стороны политиков, должностных лиц, госслужащих, «Громадский контроль» берет на себя обязательство передать эти материалы в правоохранительные органы. И при этом постоянно информировать граждан о ходе расследования этих злоупотреблений и о тех наказаниях административных или уголовных, под которые попадает лицо за содеянные противоправные действия.
Наш аналитический центр завершил работу над законопроектом «Про громадский контроль». В будущем «Громадский контроль» будет инициировать также внесение изменений в Конституцию Украины, которые уделили бы должное внимание становлению гражданского общества в Украине.
|