Важнейшим шагом на пути к реальной демократии должен быть возврат к мажоритарной системе выборов органов власти всех уровней. Ни для кого не секрет, что в современной Украине крупные парламентские партии фактически являются «политическими департаментами» крупных финансово-промышленных групп, стремящихся не только к экономической, но и к безраздельной политической власти.
Их последовательная борьба за переход к избранию власти всех уровней исключительно по партийному принципу увенчалась блистательным успехом. Теперь политическое пространство Украины поделено между несколькими жестко иерархически подчиненными вертикалями партийной власти. Вершина такой пирамиды представляет собой парламентскую фракцию, члены которой сами находятся в жесткой зависимости от своего лидера. Таким образом любой вопрос, касающийся судеб миллионов граждан, решается переговорами (чаще всего закулисными) между несколькими людьми, имеющими обязательства прежде всего перед стоящим за ними капиталом.
И даже эта система кажется некоторым «лидерам нации» недостаточно жесткой. Например, Тимошенко весьма настойчиво добивается введения так называемого «императивного мандата» — варианта крепостного права для депутатов всех уровней власти. Если такой закон, даже в каком-либо «смягченном» варианте, будет принят, система власти (ближе всего напоминающая описанную в романе Марио Пьюзо «Крестный отец»), предстанет в своем законченном и совершенном варианте. Но именно так представляют себе «власть народа» политики, безраздельно царящие сейчас на украинском политическом Олимпе. Именно поэтому мы заявляем, что народное государство, к которому мы стремимся, — это антипод существующего.
Неотъемлемым элементом народного государства является сохранение контроля народа над ключевыми объектами собственности. В политологии есть свои аксиомы, и одна из них (так называемый священный закон национальных интересов) гласит: важнейшим условием обеспечения национальных интересов есть сохранение обществом в своих руках при любых обстоятельствах всех рычагов управления собственной культурой, политикой, наукой, духовным развитием, демографическими и миграционными процессами. А прежде всего — экономикой.
Что же происходит в Украине? Под предлогом улучшения благосостояния народа объявлена широкая программа приватизации. Уже продана иностранным инвесторам критическая часть финансовой системы Украины: крупнейшие украинские банки и страховые компании. Под угрозой неподписания бюджета-2007 Ющенко настоял на включении в план приватизации крупнейших стратегических сверхприбыльных предприятий. В частности, Одесского припортового завода, дающего 20% бюджета Одесской области, и пр.
Очень показателен случай с перепродажей «помаранчевой» командой стратегического гиганта «Криворожсталь», когда под предлогом возвращения украденного у народа предприятия его перепродали транснациональной корпорации за 24 млрд. грн. При этом 4 млрд. — вернули прежним владельцам, а остальные 20 миллиардов бесследно исчезли. Миф под названием «забота власти о благосостоянии народа» сработал в очередной раз.
Тут уместно вспомнить слова Джорджа Вашингтона, который говорил своим единомышленникам: «Народ, который готов пожертвовать даже ничтожной частицей своего суверенитета ради благополучия, не достоин ни благополучия, ни суверенитета».
Придя к власти, Ющенко публично заявил о необходимости до 2009 г. осуществить приватизацию всех 19 торговых морских портов Украины. Идет усиленная распродажа энергетических объектов, масштабы которой чуть приоткрылись после трагедии в Днепропетровске, когда погибли люди в результате взрыва газа в жилом доме. О приватизации атомной энергетики команда Ющенко говорила давно, а придя к власти, сделала ряд существенных шагов в этом направлении.
Идет хищническое разграбление недр. Только отчаянное сопротивление Верховной Рады отстрочило на год выполнение категорического требования Ющенко приступить к немедленной распродаже основного стратегического ресурса Украины и основы ее суверенитета — пахотной земли.
Наша позиция — остановить приватизацию стратегических предприятий, пахотной земли, недр и ключевых элементов стратегической инфраструктуры (морских торговых портов, железных дорог, атомной и тепловой энергетики, нефте- и газопроводов). В мире есть множество примеров, когда процветающие страны, в частности европейские, сохранили свой экономический суверенитет благодаря мощному государственному сектору в стратегических отраслях.
Миграцию рабочей силы на Запад, имеющую в значительном проценте случаев безвозвратный характер, Ющенко планирует восполнять целенаправленным привлечением трудоспособного населения из стран Африки и Азии (до 300 тысяч эмигрантов в год). Эту программу по заданию властей разработал и уже озвучил по центральным телеканалам Институт демографии и социальных исследований Академии наук Украины.
Наши цели: значительное увеличение части заработной платы в себестоимости продукции, рост пенсий; постоянное увеличение части ВВП, перераспределяемой через бюджет; введение системы почасовой оплаты труда; создание рабочих мест (особенно высокотехнологичных) — один из ключевых приоритетов власти всех уровней.
Следующая важнейшая задача — наполнить реальным содержанием положения Конституции Украины о гарантиях соблюдения неотъемлемых гражданских прав: на жилье (каждый гражданин, работающий на Украину или защищающий ее, будет иметь крышу над головой), работу, обеспеченную старость, защиту материнства и детства, бесплатное медицинское обслуживание.
Я не буду останавливаться на конкретных цифрах, характеризующих социально-экономическое положение большинства населения страны по сравнению с другими странами. Сейчас готовится отдельное серьезное исследование этого вопроса, но основной вывод таков: социально-экономическая политика украинской власти за 16 лет привела к результатам, сравнимым с последствиями крупномасштабной войны на нашей территории, а по многим показателям существенно их превосходящими. За это время население страны уменьшилось на 5 миллионов, экономические потери от разрушения экономики — больше военных, показатели детской беспризорности и так называемых «социальных болезней» (в частности туберкулеза) — существенно хуже послевоенных.
Наша внешнеполитическая задача. Власть абсолютно четко взяла курс на скорейшее вступление Украины в НАТО. Наша задача — добиться внеблокового статуса Украины, способствовать внедрению во внешней политике принципа активного нейтралитета. Играя на противоречиях, выступая инициатором компромиссов между участниками мировой политики, можно эффективно отстаивать свои интересы, строя успешное государство.